Славяне — одна из самых многочисленных групп народов, имеющих сходную природу происхождения и языков. Сегодня они занимают земли Центральной и Восточной Европы, занимают территории Сибири и Дальнего Востока.

Долгое время считалось, что славянская культура начала формироваться на рубеже V — VI веков. Это подтверждают археологические находки.

Современные историки пошли дальше, были найдены древние артефакты, свидетельствующие о том, что на рубеже II — IV веков родилась так называемая новая культура, которая сформировалась в начале шестого века.

Солнечный календарь древних славян

Интересные факты о жизни древних славян

Древние славянские племена поклонялись солнцу, жрецы внимательно следили за основным источником жизни и тепла. Славяне верили, что в течение года солнце являлось на небе в четырех обличьях:

  • Коляда (Хорс).
  • Ярило.
  • Купала (Даждьбог).
  • Световид (Сварог).

На праздновании зимнего солнцестояния на рассвете предполагалось, что «молодым солнцем» станет Коляда. И в день весеннего равноденствия на смену ему рождался молодой бог Ярило.

В день летнего солнцестояния купается «зрелое» солнце — Купала. В день осеннего равноденствия приходит мудрый старший Световид — слабый солнечный свет. В день солнцестояния Световид умирал, а на рассвете появился ребенок Коляда.

Боги древних славян

Интересные факты о жизни древних славян

Пантеон богов древних славян разнообразен, люди поклонялись природным или космическим силам. Были племена, которые почитали духов умерших предков или поклонялись тотемным животным. Но также были «официальные» боги, которым все  все славянские племена.

Если обратиться к результатам исследований летописей и археологических раскопок, то на территории Древней Руси в различные временные периоды боги славянской мифологии несколько меняли свои значения – Светлые (Ясуни) и Темные (Дасуни) в разных частях Руси несколько отличались. Причиной этому являлись и междоусобные войны, и нападения внешних врагов, и переосмысление природы вещей, и неизбежный прогресс. Но при этом список славянских богов и схема славянских богов оставались практически неизменными – верховным богом был Род. Он был богом неба, грозы, плодородия. О нем говорили, что он едет на облаке, мечет на землю дождь, и от этого рождаются дети. Он был повелителем земли и всего живого, являлся языческим богом-творцом.

В славянских языках корень «род» означает родство, рождение, воду (родник), прибыль (урожай), такие понятия, как народ и родина, кроме того, он означает красный цвет и молнию, особенно шаровую, называемую «родия». Это разнообразие однокоренных слов, несомненно, доказывает величие языческого бога.

 

Для обозначения доли, удачи, счастья славяне использовали общее для всех славян слово «бог». Возьмем, к примеру, «богатый» (имеющий бога, долю) и «убогий» (противоположное значение). Слово «Бог» входило в имена различных божеств — Даждьбог, Чернобог и др. Славянские примеры и свидетельства других наиболее древних индоевропейских мифологий позволяют видеть в этих наименованиях отражение древнего слоя мифологических представлений праславян.

Всех мифологических существ, отвечающих за ту или иную сторону человеческой жизни, можно разделить на три основных уровня: высший, средний и низший.

Так, на высшем уровне расположились боги, чьи «функции» наиболее важны для славян и которые участвовали в самых распространенных сказаниях и мифах. К ним можно отнести таких божеств, как Сварог (Стрибог, Небо), Земля, Сварожичи (дети Сварога и Земли — Перун, Даждьбог и Огонь).

На среднем уровне находились божества, связанные с хозяйственными циклами и сезонными обрядами, а также боги, воплощавшие целостность замкнутых небольших коллективов, такие, как Род, Чур у восточных славян и т.п. К этому уровню, возможно, относилось и большинство женских божеств, несколько менее уподобленных человеку, чем боги высшего уровня.

На низшем уровне разместились существа, которые были менее уподоблены человеку, чем боги высшего и среднего уровня. К ним относились домовые, лешие, русалки, упыри, банники (баенники) и т.д.

Культ огня древних славян

Интересные факты о жизни древних славян

Сварог открыл славянам секреты земледелия и кузнечного дела. Благодаря Сварогу славяне получили плуг и кузнечные инструменты, начали плавить медь и ковать железо.

Но самым ценным подарком Сварога был огонь. Огненная сила в то время представляла жизнь, была центром мира, в котором жили славянские народы. Огонь изгонял злых духов, но в то же время пламя сметало все на своем пути. В языческие времена существовала традиция перепрыгивать через огонь. Влюбленные давали клятву друг другу, и свидетелем этого общения был Огонь. Когда молодые, взявшись за руки, перепрыгивали через огонь, не разжимая рук, это означало, что огонь принял обет, влюбленные будут жить долго и счастливо.

Быт древних славян

Интересные факты о жизни древних славян

Повседневная жизнь древних славян определялась своеобразным укладом, выработанным столетиями борьбы с врагами и природой. Люди должны были объединяться, чтобы выживать. И община, род становятся главной формой. Управлялось древнеславянское племя „вечем «, т. е. сходкой всех домохозяев. „Обо всем, что им полезно или вредно; они рассуждают сообща», пишет о славянах грек -современник, и русский летописец говорит, что так было у славян изначально.

Как не было у славян единой постоянной власти, так же не знали они разделения по сословиям или по богатству; это и понятно: сначала они жили родами, потом большими семьями, и каждый род, семья, сообща занимались всяким делом. Все, что добывалось ими от земледелия, скотоводства, пчеловодства и охоты, шло, главным образом, на собственную потребу семьи или рода, а, не для продажи на сторону. Редко-редко представлялся случай выменять у заезжего купца — иноземца на добытые шкуры пушных зверей какой-нибудь товар иноземного производства. Каждая семья сама строила себе дома, женщины в семье сами делали ткани, необходимая для одежды, „жили скудно и беззаботно, постоянно пребывая в грязи», как говорит, описывая жизнь славян, византийский писатель-современник.

Расположенные всегда вблизи от воды, на солнечном месте, на берегу реки или озера, городища одним этим указывают, какую важную роль имела в обиходё их жителей река: по реке не только пролегала дорога-путь к соседям, возможная, впрочем, только летом, — река еще круглый год кормила обитателей городищ своими рыбными богатствами. Что обитатели городищ были рыболовы, доказывают многочисленный находки грузил от сетей, обломков острог и даже как будто рыболовных крючков, изготовленных из костей. Обилие находимых в раскопках наконечников стрел, копий, топоров, рогатин свидетельствуешь, с одной стороны, о воинственном укладе жизни обитателей городищ, а с другой—говорит и о том, что важным для их быта занятием была охота в окрестных лесах за диким зверем и птицей; кости кабаньи, рога оленьи, лосьи и иных зверей, находимые в городищах, подтверждают догадку об охотничьих занятиях жителей городищ.

Главным занятием славян, кроме охоты, было земледелие. Арабские писатели рассказывают, что у славян хлеб составлял главную их пищу, и особенно любили они просо, что отмечают также и греческие авторы. По словам Константина Багрянородного, хлеб и мясо были обычным жертвоприношением, а следовательно и обычной пищей, потому что у всех народов издавна велось приносить в жертву богам то, чем сами питаются, выбирая лучшее. Восточный путешественник X в. Ибн -Якуб отмёчает, что земля славян обильна всякого рода жизненными припасами, что славяне народ хозяйственный и занимаются земледелием усерднее, чем какой-либо другой народ. И наши летописные сказания сохранили черты, рисующие славян, как земледельцев. „Все наши городи… дёлают нивы своя и землю свою“—говорила Ольга древлянам.

Археологическия находки подтверждают эти записи. В могилах страны полян, древлян, сёверян и других племен находят железные серпы и зерна ржи; ячменя, овса, пшеницы. Надо думать, правда, основываясь на данных XI в., что известны были славянам еще: горох, лен, мак; из земледельческих орудий письменные памятники знают рало, или соху, плуг, борону, мотыку, цепь. Пахали лошадями и волами. Судя по археологическим находкам костяков, лошади были неважные, малорослые и слабые. Соха представляла собой подобранный удобно по своему искривлены сук или корневище, круто обожженное там, где соха поздних времен имеет сошники.

Такое орудие, конечно, еле царапало землю. Но мы и не думать, что сельское хозяйство тех времен по своим приемам и орудиям стояло на очень высокой степени развития. Скотоводство тоже с давних пор было одним из заняты славян, и археологические данные — остатки костей домашних животных: лошадей, овец, свиней, волов, коз — свидетельствуют об этом. Остатки птичьих костей, между прочим, кур, и яичная скорлупа позволяют говорить даже о птицеводстве у древних славян. Записи арабских и византийских писателей, говоривших о жертвоприношении у славян, упоминают быков, собак, петухов, овец и тем совпадают с данными археологии. Что скотоводство было вообще широко распространено, указывают свидетельства, говорящие о широком употреблении мясной пищи, материал для которой доставляла и охота. Мясо ели не только воловье и овечье, но и конское, „по тонку изрезав конину ли, зверину ли или говядину, на углех испек, ядяше». Крупный скот, волов и лошадей, славяне юга приобретали у своих степных соседей, как о том рассказывает Константин Багрянородный. Скот разводили и держали славяне не только ради мяса, но и для молочных продуктов. Такие слова, как млеко, сыр, творог, масло — очень древнего происхождения, так же как слова „руно» и „волна» (волна), обозначавшие шерсть и свидетельствующая, следовательно, о том, что славяне умели стричь овец и изготовлять шерстяные ткани.

В раскопках древних могил в стране северян, полян и древлян частую находку составляют остатки шерстяной материи, полотна как грубого, так и тонкого, тканого узорно и просто. Прясла, т. е. каменные кружки от веретен, надевавшиеся на деревянную палочку для размаха при вращении, очень часто попадаются в древних могилах. Встречаются часто следы и остатки кожаной обуви различных фасонов, куски ременных поясов, кожаных мешочков, сумок, полуистлевшие и совсем истлевшие куски шерстяных остатков, быть может, тулупов и шапок, а может быть, и грубых ковров Находили и ножницы для стрижки овец. По позднейшей летописной записи видно, что кожу мяли руками, а для обработки ее — дубленья — употребляли особый состав „квас уснян «. В рассказе о походе Олега на Царьград отчетливо противопоставляются греческие ткани, шелковые и льняные—„паволоки» и „кропины»—грубым славянским тканям „толстинам «.

Сосуды и разные предметы домашнего обихода, имевшие, так сказать, кухонное назначение, славяне изготовляли из дерева и из глины. Глиняные сосуды изготовлялись сначала без помощи гончарного круга, а просто руками, но потом, и тоже еще в очень древнюю пору, в употребление вошел и гончарный круг.
При раскопках остатки глиняной посуды в виде больших и малых черепков, а то и в цельном виде, самая частая и самая обильная находка. Раскопки дают очень много остатков различного рода поделок из дерева, чаще всего встречаются остатки деревянных ведер с железными обручами и дужками. О процветании древодельного промысла среди славян, жителей глухих лесов, много говорят и письменные памятники, повествующее о том, как славяне делали челны и лодки такой величины и прочности, что эти суда выдерживали далекое и опасное морское путешествие к византийским берегам. Умели славяне делать телеги, сани—все это слова, которые встречаются в самых ранних памятниках нашей письменности, а перечисление известных славянам древодельных инструментов служит свидетельством, что их не пугали довольно сложные и громоздкие плотничные работы.

Обработка металлов тоже была хорошо известна славянам. „Ковач „ и „ковать“—очень старыя слова в языке славян, как и „железо», „медь», „олово», „руда», „злато“, „сребро». Археологические находки только подтверждают сравнительно высокое развитие техники по металлу у славян IX и X вв. В древлянских могилах особенно часты как находки обработанная металла, так и следы самой работы. Здесь находят остатки перегоревшего железа из горнов, большие молоты, наковальни, большие, грубо выкованные железные гвозди, ножики, огнива. Доставали железо, пользуясь болотной рудой, а каких высоких результатов достигала обработка, свидетельствуюсь находимые остатки и цёлые предметы вооружения — мечи, копья, окованные железом деревянные щиты, шлемы, кольчуги.

Интересные факты о жизни древних славян

Один арабский писатель утверждает, что мечи славянской работы вывозились на продажу даже в Византию. Не было чуждо славянским „ковачам « и искусство обрабатывать благородные металлы. В знаменитой черниговской Черной могиле, насыпанной, судя по найденным в ней византийским монетам,; никак не позднee IX века, найдены два окованных серебром турьих рога. В другой могиле были найдены маленькие наковальни и молоточки, двое весов с разновесками и окованный железом ящичек —все предметы, которые могли быть в употреблении только у человека, занимавшегося обработкой благородных металлов. В курганных находках сравнительно нередки украшения из серебра — кольца, обручи, пряжки, медальоны, несомненно славянской работы; найдены также формочки, в которых отливались украшения.

Из других промыслов, но уже разрабатывавшихся не дома и даже не возле дома, а требовавших по свойству своему ухода более или менее далеко от „своих „, среди славян было распространено „бортничество“ — добыча воска и меда от диких, лесных пчел. Самое слово „борть» обозначает выдолбленное в дереве дупло, которое занимали во время роя пчелы. Эти борти промышленники ставили в богатых пчелами местах, выбирая высокие кряжистые деревья. Борть устраивали довольно высоко, руководствуясь желанием затруднить к ней доступ лихому человеку, а больше того лесному лакомке медведю, который» самое свое прозвание получил от того, что хорошо ведал вкус меда. Собственник борти, как можно думать по позднейшим памятникам, сохранившим, однако, в своих записях свидетельства об очень древних обычаях, ставил свои знаки на найденных или заготовленных им бортях. Кража меда или использование борти, отмеченной чьим -либо знаком, не ее собственником считалось за большое преступление.

За каким зверем тогда охотились? Да, конечно, за тем же самым, о котором пишет Мономах, перечисляя труды и опасности своих охотничьих подвигов: „в Чернигове, — пишет он,—связал я (поймал арканом) 120 диких коней; по Роси также ловил я диких коней собственными руками; два тура поднимали меня на рога вместе с конем; олень бил меня рогами, а два лося—один топтал меня ногами, а другой бодал рогами; дикий кабан оторвал у меня меч от пояса; медведь вырвал у меня кусок. седла под коленом; лютый волк бросился на меня и повергнул меня вместе с конем … и с коня много падал, голову разбил себе дважды, случалось, что вредил себе руки и ноги». Если князю так тяжко доставались его охотничьи трофеи, то тем тяжелее и опаснее был охотничий промысел для простых людей. Охота была тогда столько же промыслом, сколько и необходимостью; дикое зверье, обильно населявшее дремучие леса славянской страны, порой, надо думать, положительно держало в осаде разбросанные одиночные жилища славян древнейшей поры, и ходить на охоту значило тогда предпринимать целые экспедиции против зверя, беспощадно избивая его и тем создавая хоть какую-нибудь безопасность для жизни около самых поселении. Важной статьей охоты были тогда еще бобры.

Одежду славян составляли ткани и шкуры Льва Дьякона диких и домашних животных. Мужчины одевали на ноги порты из холста, а на плечи рубахи; в холодное время окутывались „кожухами» и „мехами»; на ногах носили лапти, сплетенные из липовых лык, или кожаные сапоги; в качестве верхнего платья, служившего защитой от холода и непогоды, был в ходу плащ — четырехугольный кусок какой-либо ткани, который накидывался на левое плечо так, чтобы оставалась свободной, готовой к защите и нападении, правая рука. Люди богатые, после того как .широкое развитие торгового движения по Днепру и участие в торговле самих славян создавало богатство, носили одежды более пышные и богатые, как свидетельствуюсь могильные находки. Византийские писатели отмечают, впрочем, что славяне особой роскошью в одежде не отличались.

Интересные факты о жизни древних славян

Что касается внешнего облика наших предков славян, то это вопрос, о котором много спорят до сих пор. Брили ли славяне-мужчины себе головы или носили длинные подстриженные волосы, отпускали ли бороды или нет —все это очень спорные вопросы, а косвенные свидетельства говорят и за и против.

Арабский писатель Ибн -Хаукал говорит, что у славян „некоторые бреют бороду, некоторые же из них свивают ее наподобие громадной гривы и окрашивают ее желтой или черной краской». Другой араб, Аль-Бекри, тоже говорит, что „иные из руссов бреют бороды, другие же из них закручивают свои бороды наподобие кудрей». Про Святослава, описывая его свидание с Цимисхием, Лев Дьякон сообщает, что „бороду он имел оголенную, и с верхней губы вдоль висели густые болышя пряди волос (усы); голова же была вся оголенная, только сверху ея в сторону развевался кудерь (оселедец), означающий благородное происхождение… вид лица его был мрачный и зверский; в одном ухе висела золотая серьга, двумя жемчужинами украшенная, между ними вставлен был червчатый яхонт». Но сообщение арабских писателей относится, может быть, и не к славянам, а к болгарам, например; Святослав же, наверное, в своем облике сохранил еще черты своего норманского происхождения. Остается думать, что славяне данной поры и брили головы и бороды, и не делали этого. Что касается археологических данных, то в большинстве могил находят длинные головные волосы.

Генетически противоположные группы

Интересные факты о жизни древних славян

Команда ученых во главе с Балановским и Виллемом провела генетические исследования восточных, западных, южных славян и народов Балтии, чтобы понять, как разные группы отличаются. Было исследовано около 8 тысяч образцов ДНК от 50 народов, включая белорусов, русских, украинцев, поляков, чехов, болгар, боснийцев, латышей, литовцев и т. Д.

Результаты исследования подтверждают сходство между восточными славянами. Центральные и южные регионы России образуют группу украинцев и белорусов. Северные русские намного ближе к финнам. Из западной группы поляки ближе к восточным славянам. Но чехи и словаки генетически ближе к западноевропейскому населению, особенно к немцам. Южные и восточные регионы — хорваты, боснийцы, македонцы и болгары — близки к неславянским соседям на Балканах, таким как греки, венгры и румыны. Народы Балтии, в том числе латыши и литовцы, похожи как на белорусов, так и на эстонцев, говорящих на языке финно-угорской группы.

Языковые различия славян

Славяне делятся на три направления: восточнославянская (русская, украинская, белорусская), южнославянская (болгарская, словенская, сербская) и западнославянская (польская, чешская, словацкая). Хотя они имеют общие грамматические и фонетические аспекты, все еще существуют различия. Разница между славянскими языками заключается в основном в письменной речи. Чешский, польский и словацкий языки основаны на латинском алфавите. Это объясняется католическим влиянием. Использование кириллицы в русском, болгарском и македонском языках обусловлено влиянием православной церкви. Только сербохорватский язык написан двумя алфавитами.

Есть различия в расположении акцентов. На чешском и сербском языке ударение чаще всего делается на первом слоге, на польском — на последнем. В болгарском и русском языках положение акцента является переменным. В грамматическом аспекте среди славянских языков болгарский и македонский языки отличаются потерей зрелости и наличием полного или неполного членства, которое ставится после слова.




Религиозные различия

В религиозном отношении славяне также различаются между собой. У южных славян были женские воинственные божества. Они верили, что люди, которые согрешили в своей жизни, становятся животными. Поэтому животные полностью понимают человеческую речь. До принятия христианства главным божеством восточных славян был Перун. Многие ученые согласны с тем, что их часто называют Swarrog. Для его исцеления были принесены жертвы — животные и люди. Западные славяне поклонялись Перкунасу. Согласно легенде, всадник Витит, изображенный на литовском гербе, олицетворяет божество. В древние времена считалось, что у каждого племени есть свой кумир в виде животного.

На сегодняшний день около 80% россиян и белорусов являются православными. Более 76% украинцев — тоже. Православие менее широко представлено среди современных западнославянских народов. В Польше 95% католиков. В Чехии и Словакии католики составляют более 60%. Южные славяне в разные исторические времена зависят от влияния Византии и Османской империи. Следовательно, ислам и православие также пересекаются. Большая часть населения Боснии и Герцеговины исповедует ислам.

Реклама: