Обрезание Господне 2018: какой сегодня церковный праздник, история, традиции и приметы

14 января в 2016 году Православная Церковь торжественно отмечает праздник Обрезания Господня в память о том, что Богомладенец Иисус по ветхозаветной традиции на восьмой день после Своего Рождества был обрезан, и при этом Ему было наречено имя, предреченное Архангелом Гавриилом еще при Благовещении Деве Марии и предвозвещенное Ангелом святому праведному Иосифу Обручнику – Иисус (Спаситель).

История праздника Обрезание Господне

Согласно ветхозаветному закону, необрезанный не был посвящен Единому Богу, Творцу и Создателю и не мог быть причислен к народу Израилеву. Если бы Он не принял обрезания, то никто из народа Израилева не признал бы в Нем обетованного Мессию, потомка Авраамова.

Обрезание было знаком союза между Авраамом и Богом. «И взял Авраам Измаила, сына своего и всех, рожденных в доме своем, и всех купленных за серебро свое, весь мужеский пол людей дома Авраамова, и обрезал крайнюю плоть их в тот самый день, как сказал ему Бог» (Быт. 17:9 и дал.) Ветхозаветное обрезание считается прообразом христианского крещения – потому что крещаемый, как и обрезаемый, заключает завет с Богом.

Поэтому в Вифлееме, где Святое Семейство пребывало до прихода волхвов и бегства в Египет, Младенец был обрезан и наречен именем Иисус (Спаситель). По толкованию Отцов Церкви Господь, Творец всего сущего исполнил закон и принял обрезание, являя пример того, как следует соблюдать Божественные установления. А также для того, чтобы никто не мог усомниться в том, что Иисус был истинным Человеком, а не носителем призрачной плоти.

В Новом Завете обряд обрезания уступил место таинству Крещения. Первым христианам из обрезанных евреев было трудно понять, как язычники без этого обряда могут тоже стать народом Божиим. Апостолу Петру нужно было особое знамение, чтобы постичь это, но апостол Павел первый вполне и ясно изложил, что обрезание и необрезание ничего не значат, когда речь идет о спасении через Иисуса Христа (Рим. 4:9 и дал.; Гал. 5:6; 6:15). Но даже в Ветхом Завете часто говорится о том, что внешнее обрезание ничего не значит без обрезания или перемены сердца (Втор. 10:16; 30:6; Иер. 4:4; Иез. 16:30).

Традиции празднования Обрезания Господня, приметы в этот день

Обрезание Господне. Сверху образ свт. Василия Великого, память которого празднуется 14 января (н.с.)

Христиане празднуют Обрезание Господне, начиная с IV века. Празднование совершается на восьмой день после Рождества Христова, то есть 14 января по новому стилю.

Обрезание Господне празднуют в один день с празднованием памяти святого Василия Великого. В народе этот праздник больше был известен как Васильев день.

В этот день в храмах после литургии служат молебен о новолетии — это заведено с тех пор, как император Пётр I повелел, считать началом 1700 года не 1 сентября, а 1 января, как в Европе.

В этот день было принято ходить по домам с поздравлениями и пожеланиями добра и благополучия. Совершался особый обряд, который в разных местностях назывался по-разному: авсень, усень, овсень, говсень, баусень, таусень. В Малороссии вечер перед этим праздником называли «щедрым» — тоже ходили по домам и пели «щедривки»: «Щедрый вечер, добрый вечер добрым людям на здоровье!»

Крестьянские дети ходили по домам селян и, распевая «засевальную песню», из рукава или мешка «сеяли» зёрна овса, пшеницы, гречихи или ржи.

Иногда вместо засевальных песен проговаривали пожелания: на счастье, на здоровье, на новое лето, «роди, Боже, жито пшеницю и всякую пашницу», «уроди, Боже, всякого жита по закрому, что по закрому да по великому, а и стало бы жита на весь мир крещёный».

В этот день судили о погоде в предстоящем году: если утро солнечное — год выдастся счастливым и уродятся фрукты; если деревья покрыты инеем, будет хороший урожай зерновых; если день теплый — богатый урожай ржи. Удачный год предрекал и выпавший в этот день снег.

Поучительность праздника Обрезание Господне

1358005137_obrezanie_ (502x370, 128Kb)

Воспоминанием и празднованием восьмого дня после Рождения Спасителя – дня Обрезания и Его наречения, Церковь подтверждает непреложную истину, что Иисус Христос есть Богочеловек, принявший истинное человеческое тело.

Христос не имел нужды в обрезании и очищении — ведь Он подобен людям во всем, кроме греха, являясь Богом и Сыном Божиим. Но по существующему закону принял Он и обрезание, и имя, чтобы ознаменовать этим вступление в Ветхий Завет с Богом. Это является нравственным поучением для всех людей, что повиновение законам необходимо для нашего блага, а также для примера другим.

«Неустыдеся всеблагий Бог плотским обрезанием обрезатися: но даде Самого себе образ и начертание о всем ко спасению: ибо закона Творец законная исполняет».

Также было сказано: «Не нарушить закон пришел Я, но испольнить».

Мы же, вступая в Новый Завет с Богом, посредством крещения, чего прообразом и являлось ветхозаветное обрезание, обрезаемся обрезанием нерукотворенным, также получаем и христианское имя. Это имя должно стать живым свидетельством нашего посвящения на служение Богу, нашего спасения в Вечности и блаженства.

Похожие записи

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here